top.mail.ru
Главная     Новости     Видео     Музыка     Игры     Обои     Знакомства     Объявления     Азербайджан     Анекдоты     Конкурс красоты     Открытки     Фотогаллерея     СМС-ки     RusAz.ru     Реклама на сайте     Контакты
Меню

Архитектура


Развитие архитектуры с древнейших времен до принятия исламской религии

Азербайджан является одной из территорий, где первоначально появилась цивилизация человечества. Причиной тому были, в первую очередь благоприятные природные условия для проживания людей. Как показали результаты археологических раскопок, проведенных на территории Азербайджана, древние люди, населенные в этих краях проводили мирный и спокойный образ жизни, создали многочисленные памятники культуры, к числу которых относятся и архитектура.

вид жилища, корни которого уходят к искусственным пещерам, прошел длительный путь исторического развития и в истории архитектуры известен под именем "Гарадан". Поскольку территория Азербайджан отличается разновидными природно-географическими условиями и здесь встречаются многочисленные климатические пояса, построенные здесь гарадан также постепенно были приспособлены к климатическим условиям и обладали различными архитектурно -планировочными особенностями. Обычно в таких жилищах держали также домашних животных принадлежащих хозяевам жилища. Исторические данные свидетельствуют что в Азербайджане гараданами пользовались до начала XX столетия.
Древнейшие поселения людей, обнаруженные в Гобустане (пещеры, различные примитивные убежища), а также памятники архитектуры мегалитового периода - кромлехи, менгиры (камни пастухов), долмены и сооружения типа циклоп были широко распространены.
Эти высокие сооружения, построенные из камней, в народе назывались "галача" ("галача") или "хйерук-даш" ("хёрюкдаш"). Оборонительные сооружения Чалхангала , расположенная недалеко от города Нахчыван (бронзовый период) и Оглангала (II-I тысячелетия до н.э.) на стенах в Гаратепе на берегу Арпачая относятся к сооружениям типа циклоп. Подобные крепости обнаружены также на территории Южного Азербайджана недалеко от реки Араз (Бастам, Даналы, Галаоглы и др.).
Становление на территории Азербайджана государства Манна (IX-VII века до н.э.) а в дальнейшем - появление на севере государства Атропатен привело к тому что появились закрытые города, были возведены оборонительные сооружения величественные крепостные системы. Памятник-комплекс в районе Гасанлы, а также исследование гробниц , обнаруженных на скалах на берегу озера Урмия свидетельствует о том, начиная VII века здесь были распространены жилища с балконами. Единственное культовое сооружение , дошедшее до нашего времени из образцов других архитектурных сооружений того времени являются огненные мехрабы (место хранения святого огня). Созданные в этот период типа архитектуры оказали значительное влияние на последующее развитие Азербайджанской архитектуры, а также на архитектуру Ирана и других стран передней Азии в период господства Ахаменидов. Связи с распространением огнепоклонничества стали возводить места молитвы (атешгеде), которые были основными культовыми сооружениями, построенными до принятия Ислама.
Важные шаги в сфере градостроительства были сделаны период Кавказкой Албании (IV век до н.э.- VII век нашей эры). Крепкие стены крепости города Габала, водопровод из керамических труб, оборонительная система сооруженная из камня на перевале Демиргапы (Дербент, "узун диварлар"), Чыраггала (VI век), овальный христианский храм в селении Лекит (V-VI века); базилика в селе Гум (предположительно VI век), комплекс храмов в Мингячевир (VII век) и другие находки свидетельствует о высоком уровне градостроительной культуре в этот период. Из памятников архитектуры периода Сасанидов привлекает внимание оборонительные сооружения. Крепость Бешбармаг которая начиналась у берегов Каспийского моря и продолжалось до предгорья Бабадаг и крепость Гильгильчай, расположенная на территории нынешнего Девечинского района дают определенные представления о развитии оборонительных сооружения в Азербайджане.
После нашествий арабов (VII век) в Азербайджане была распространена Исламская религия и в той связи изменилась направление развития архитектуры. Главной линией в архитектуре стало сооружение зданий нового типа - мечетей, медресе, гробниц, караван-сараев и т.д. Наиболее значительными городами Азербайджана в этот период были Барда, Ардабил, Марага, Урмия, Шемахы, Шамкур (Шамкир), Шабран, Бейлаган, Гянджа и Нахчыван. Именно к этому периоду относятся превращение Шемахы, Гянджи и Бейлагана в крупные города.
В этот период наряду с развитием исламской религии в ряде провинций Кавказской Албании сооружались христианские храмы и оборонительные крепости. Особое внимание среди них привлекают крепость Джаваншир, сооруженный на территории нынешнего Исмаиллинкого района (примерно VII век) и крепостной комплекс, обнаруженный недалеко селения Юхары Эскипара Газахского района (V-VIII века).

Развитие архитектуры в XIX веке

Азербайджанская архитектура XIX столетия характеризуется ростом городов на основе русского искусства градостроительства и разработкой генеральных планов таких городов как Гянджа, Шемаху и Баку. В соответствии этим процессом развиваются также жилые дома городского типа.
Появления новых типов построек после присоединения Северного Азербайджана к России приобрело важное значение в развитии архитектуры. К середине XIX столетия сооружались новые здания как театры школы и больницы, а также жилые дома. Возникновение и распространение капиталистических производственных отношений показало значительное влияние на последующее развитие Азербайджанской архитектуры. Новые проявления, наблюдаемые в Азербайджанской архитектуре, особенно наглядно выразились в застройке Баку. Уже на стыке XIX-XX столетий в период бурного развития нефтяной промышленности Баку превратился один из крупнейших городов российской империи.
В этот период Азербайджанская архитектура развивалась в двух направлениях - на основе композиции зданий, занимающей важное место в архитектурно планировочной структуре жилищ и традиций европейской архитектуре. Основу композиционного строения зданий, сооружаемых местными архитекторами и народными мастерами, составляли традиционные архитектурные корни. Во второй половине XIX столетия Азербайджанская национальная архитектура большей частью была представлена культовыми сооружениями и зданиями культурно-бытового назначения. Активно действовали наряду с местными архитекторами, также воспитанники европейской школы архитектуры (в основном это были выпускники Петербургского института гражданских инженеров и Императорской художественной академии). Для широкого возрождения национальной архитектуры, способной противостоять стилизации и эклектике, исходящим из европейской архитектуры, в это время в Азербайджане не было соответствующих условий. Укрепление европейской архитектуры в гражданском строительстве и недостаток профессиональных национальных кадров - архитекторов не позволяли широкому распространению национального стиля в Азербайджанской архитектуре. Поэтому, любой факт применения национальных форм в архитектуре имел очень важное значение с точки зрения развития и пропаганды национальной архитектуры. Это проявлялось только в строительстве культовых и культурно-бытовых сооружений.
Наиболее характерным типом зданий в XIX веке, кроме жилых зданий были именно торговые помещения. Ими часто пользовались одновременно и в качестве предприятий торговли и как ремесленные мастерские. Наиболее полноценными образцами подобных сооружений можно назвать ряды торговых лавок в Баку, в Гяндже, в Шуше и в Губе.
В это время в Азербайджане строились больницы и почти во всех городах - небольшие медицинские учреждения. Больница, построенная в 1860-е годы в Сальяне по проекту архитектора Г.Гаджибабабекова, функционировала до начала XX столетия.
Здания театров, к сооружению которых приступили во втором половине XIX столетия, были совершенно новым типом сооружений в Азербайджанской архитектуре. Первые здания, предназначенные специально для театров, были возведены в Шемахе (1858 г., архитектор Г.Гаджибабабеков), а в дальнейшем - Тагиевский театр в Баку (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Музыкальной Комедии; 1883, К. И. Конгновицкий; был снесен в конце 1980-х годов), театр Маилова (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Оперы и Балета; 1911г., архитектор Н.Г.Баев; в 1985 году здание театра сгорело, в 1986-1987 гг. было заново восстановлено по тому же проекту).

В Карабахской зоне, богатой национальными архитектурными памятниками и стабильными архитектурными традициями, европейская архитектура не смогла пустить глубокие корни, и она потерялась в среде местных стилей. К середине XIX столетия в Карабахе уже была создана своеобразная архитектурная школа, наиболее выдающимся представителем которой был Кербалаи Сафихан Гарабаги. Кербалаи Сафихан, до конца своей жизни оставшийся преданным местным традициям и принципам в архитектурной стилистике, осуществил реконструкцию комплекс Имамзаде в Барде (1868 г.), под его руководством были построены в Агдаме мечеть (1868-1870 гг.), в Шуше - Ашагы Мечеть (1874-1875 гг.), Юхары Мечеть или Джума Мечеть (1883 г.), и квартальные мечети, в нынешнем городе Физули - Мечеть Гаджи Алекпера (1890 г.), мечети в селах Горадиз (1891-1908 гг.) и Гочахмедли (1906 г.) того же района, Татарская Мечеть в Одессе (1870-е годы), мечеть "Гарабаглылар" в Ашхабаде (1880-е годы) и другие сооружения.
Построение фабрик и заводов, складских помещений, портов, мостов, вокзалов и других объектов привело к созданию новой для Азербайджана сферы архитектуры промышленно-транспортных сооружений. В эпоху развития капитализма в Азербайджане установились две промышленные зоны разного характера. С одной стороны, промышленная застройка Баку и окружающих его районов, являющихся промышленным узлом Абшерона и представленных крупными заводами нефтяного профиля, а с другой стороны, - построение на территории Азербайджана мастерских по производству щелка, кокономотальных и хлопкоочистительных фабрик, винодельческих заводов, медоплавительных заводов в Кедабеке и в Галакенде, Дашкесанских медных и кобальтовых заводов дали широкий импульс развитию промышленной архитектуры. Взаимосвязь между этими, тесно связанными друг с другом промышленными зонами еще больше расширилась после строительства Бакинской ветви Северо-Кавказской железной дороги (1883 г.). В Азербайджане стало формироваться промышленная архитектура, связанная с развитием различных отраслей промышленности.

Развитие азербайджанской архитектуры в XX веке

В XIX веке и начале XX столетия в Азербайджане были известные архитекторы - каменщики, орнаменталисты, мастера архитектурных украшений. Среди них наиболее известными значились: Устад Таги (Шамахы, архитектор; комплекс гробниц "Семь куполов" на Шамахинском кладбище, 1816-1817), Гаджи Магеррам (архитектор; стены Бакинской Джума-мечети, 1822), Мирза Гадим Иревани (художник-орнаменталист; рисунки на стенах иреванского Дворца Сардара, 1850-е годы), Сулейман (каллиграф; эпитафия мечети в абшеронском селении Амирджан, XIX столетие), Мирза Мехти (Гянджа, каллиграф; эпитафия на кладбище Рагимли в нынешнем Геранбойском районе, XIX век), Зейнал и Раджаб (архитекторы; мечеть в апшеронском селении Бильгя, 1839), Зейналабдин (архитектор; мечеть в апшеронском селении Бина, 1844), Мирза Джафар (Шамахы; орнаменталист), Уста (мастер) Ганбар Гарабаги (Шуша, орнаменталист), Сафар (брат мастера Ганбара Гарабаги, орнаменталист), Уста Гурбанали (Шемаха, орнаменталист, Шукюр Ганбар оглу, орнаменталист - все участвовали в декоративном оформлении и восстановлении дворца Шекинских ханов, XIX век), Джахангирбек Алиев (архитектор; генеральный план Агдаша, 1910), Зивербек Ахмедбеков (инженер-архитектор; Тебризская мечеть в Баку) и другие.
Первый этап азербайджанской архитектуры в советский период связан с закладкой рабочих поселков вокруг Баку (Бинагади, нынешний поселок имени М.Э. Расулзаде, поселок имени Бакиханова, поселок Монтино, поселок имени Мамедьярова). Созданные на Абшероне поселки являлись в то время первыми образцами становления советской архитектуры.
Первый генеральный план "Большого Баку", который являлся одним из первых генеральный планов в бывшем СССР, охватывал и новые застраиваемые районы. Наряду с решением жилищной проблемы, усовершенствовалась и транспортная сеть на Абшеронском полуострове. В 1926 году была проложена электрическая железная дорога, связавшая Баку с его нефтяными районами. Прокладка этой первой в бывшем СССР электрической железной дороги было связана с архитектурным решением комплексов новостроек, которые предполагалось возводить вдоль дороги. Среди них наиболее интересным в архитектурном отношении было здание Сабунчинского вокзала (архитектор Н.Г.Баев). Закладка одного из первых жилых массивов - поселка Мамедьярова, относилась к число мероприятий, имеющих общесоюзное значение.
В 1929 году состоялся первый выпуск строительного факультета Азербайджанского Политехнического Института. Молодые архитекторы С.Дадашев и М.Усейнов, приступив к активной творческой деятельности, в короткий срок разработали проекты многих зданий и добились их строительства. Среди них привлекают внимание фабрика-кухня на Баилово (нынешний родильный дом), новый учебный корпус Азербайджанского Индустриального Института (нынешняя Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия) (оба в 1932 году), Дом Работников Искусств, ряд жилых комплексов, здание Педагогического техникума в Газахе (все 1933 год).
С начала 20-х годов в Баку стали осуществляться большие работы по озеленению и садово-парковой архитектуре.
В 1958 году памятник М.А.Сабиру в Баку был заменен на нынешний памятник (скульптор Дж. Гарягды, архитекторы Г.Ализаде, А.Исмайылов). Закладка в начале 30-х годов нового Бакинского бульвара (естественное продолжение старого бульвара) способствовала в целом заметному улучшению архитектурно-планировочного обустройства центральной части столицы республики.
Этот период архитектурного развития Баку характеризуется завершением строительства ряда крупных общественных зданий, предусмотренных в генеральном плане на 1924-1927 годы, а также расширением фронта озеленительных работ. Одним из важных мероприятий в контексте осуществления генерального плана была реконструкция участка на пересечение нынешней улицы 28 мая с проспектом Бюльбюля (бывший проспект Кирова). Здание кинотеатра имени Низами и здание прежнего Министерства пищевой промышленности республики (оба в 1937-1939 гг.), возведенные по проектам С.Дадашова и М.Усейнова, и по сей день привлекают внимание по своим пространственно-объемным устройствам и архитектурным решением монументальных строений. С.Дадашев и М.Усейнов в этих проектах творчески воспользовались методами и формами, характерными для античной греческой архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения.
В 1933-1936 годах в Баку и других городах республики осуществлялось широкомасштабное школьное строительство. Среди них особо выделяются по архитектурному решению четырехэтажные школьные здания, построенные в Баку и других городах по типовым проектам С.Дадашева и М.Усейнова. Характерная особенность этих проектов заключалась в том, что в них, наряду с национальными элементами архитектуры, применялись и классические формы.
В этот период творческие поиски азербайджанских архитекторов характеризовались тенденцией стремления к сочетанию новой архитектуры с национальными традициями. В развитии этого направления ведущую роль играла совместная деятельность С.Дадашева и М.Усейнова.
Утвержденный в 1939 году проект реконструкции и дальнейшего развития Гянджи (С.Годжаманлы, А.Р.Слободяник) стал самым крупным после Баку генеральным планом городов республики, разработанным в советский период. После установления советской власти в республике в Гяндже были построены новые промышленные предприятия, школы, институты (здание Педагогического института имени Гасанбека Зардаби; 1940, С.Дадашев, М.Усейнов), кинотеатры, клубы и гостиницы, возведены мосты на Гянджячае. В связи с 800-летием Низами Гянджеви был изготовлен его памятник (скульптор Ф.Абдурахманов, архитекторы С.Дадашев, М.Усейнов), который был возведен после окончания Второй мировой войны (1946 год, Государственная Премия СССР, 1947 год). В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, в связи с 850-летием Низами Гянджеви, был основательно реконструирован мавзолей великого поэта и мыслителя, спроектированный по традиционному типу азербайджанских гробниц. По проекту архитектора Ф.Имамгулиева устройство мавзолея было заметно изменено.
В конце 30-х годов начались разработки генеральных планов городов Евлах, Ханкенди и Шеки. В этот период характерной особенностью национальной архитектуры явилась строительство многочисленных школьных зданий.
В 1944 году при Совете Народных Комиссаров Азербайджанской ССР было создано Управление по делам архитектуры (первым его начальником был академик С.Дадашев). Эта мера придала мощный импульс активизации архитектурной деятельности. Для дальнейшего развития народного хозяйства Азербайджана появилась необходимость создания новых промышленных центров. С середины 40-х годов начались закладки новых городов - Сумгаита, Дашкесана а затем и Мингячевира.
Прекрасным творением азербайджанских архитекторов и инженеров стало проектирование и строительство Нефтяных Камней - первого в мире уникального городка на стальных сваях. Сооружение Нефтяных Камней было связано с обнаружением в 1949 году крупных месторождений нефти на Каспии. Художественно-архитектурный облик этого необыкновенного городка над морскими волнами определяется "обычными" жилыми домами, корпусами обетов культурно-бытового назначения, оригинальной системой улиц на эстакадах.
Важным этапом в деятельности азербайджанских архитекторов в 1950-х годах стала реконструкция центральной части Баку. На значительной территории в центре столицы были осуществлены работы по перестройке, возведены новые здания, архитектурные ансамбли. Архитектурный облик Баку заметно обогатился за счет построенных в 50-60-х годах зданий Министерства внутренних дел, прежнего Бакинского филиала центрального музея В.И. Ленина (1954, 1955, Н.Меджидов), республиканской библиотеки имени М.Ф.Ахундова (1960, М.Усейнова), Азербайджанского Государственного драматического театра (1960, Г.Ализаде при соавторстве М.Мамедова), Центрального универмага (1961, Н.Кенгерли) и др.
Первые высотные дома в Баку были построены в нагорной части города - на бывшей Советской улице (ныне проспект Н.Нариманова), застройка участка нынешнего проспекта Г.Джавида (нагорное плато) в 50-х явилось одним из крупных мероприятий в архитектурной сфере. Построенные здесь величественное здание Национальной Академии наук республики и комплекс Академгородка (1951-1966, М.Усейнов), жилые дома на проспекте Г.Джавида, реконструкция ранее построенного здания Азербайджанского Политехнического Института (ныне Азербайджанский Технический Университет, 1931-1933, С.Дадашев, М.Усейнов) и другие строения заложили основу создания в Баку нового благоустроенного района.
Здания общественного и культурно-бытового назначения возводились и в других городах республики. В новых городах - Сумгаите, Дашкесане, Мингячевире были построены дома культуры, в Баку и районных центрах республики в массовом порядке возводились кинотеатры, торговые объекты, детские сады, школы. Строительством здания Музыкально-драматического театра в Нахчыване (1961, А.Исмайлов, Н.Меджидов) было положено начало создания нового центра, что предусматривалось генеральным планом города. Построенное в центре Гянджи вытянутое по форме монументальное административное здание (1960, В.Исмайлов, Ф.Р.Леонтьева) заняло особое место в архитектуре города.
Ликвидация в 50-е годы в проектах и строительстве архитектурных излишеств, расширение промышленной базы строительства, и другие принятые меры явились новым этапом в Азербайджанской советской архитектуре. Эти мероприятия предусматривали массовое жилищное строительство на пустующих участках, что означало коренное изменение проектных разработок. На смену индивидуальным проектам пришло промышленное строительство, где на новых домостроительных комбинатах создавались отдельные конструкции однотипных домов, которые собирались на местах. Именно внедрение подобного способа строительства позволило создать за короткое время крупные жилые массивы.
В 60-х годах прошлого столетия начался новый качественный этап развития азербайджанского градостроительства и архитектуры. Именно в эти годы Баку превратился в крупный столичный город.
В самых видных местах в Баку были созданы прекрасные архитектурные ансамбли, новые красивые современные здания определили облик столицы. Абсолютное большинство этих зданий было построено по инициативе и при активном контроле нашего общенационального лидера, тогдашнего руководителя республики Гейдара Алирза оглу Алиева.
Достаточно отметить только тот факт, что в течение рассматриваемого периода Гейдар Алиев внес неоценимый вклад в подготовку и утверждение генерального плана Баку. Он, проявив настоящую дальновидность с точки зрения градостроительства, сыграл важную роль в перспективном развитии столицы Азербайджана. Созданные в тот период в Баку и вокруг него многочисленные промышленные предприятия, объекты инфраструктуры и транспортная система заложили прочную основу для укрепления сегодняшней независимости Азербайджана, для его экономического развития.
В конце 60-х - 80-х годах в Баку были построены ряд крупных общественных зданий и других объектов. Среди них: Здание государственного цирка (А.Исмайлов, Ф.Леонтьева), дворец "Республика" (В.С.Шульгин, В.И.Гинзбург, Э.Р.Михиседеков, инженер К.Керимов), гостиницы "Бакы" (Н.Меджидов), "Гарабаг" (Э.Р.Михиседеков), "Азербайджан", "Москва", "Абшерон", новое здание Главпочтамта (автор всех этих четырех проектов - академик М.Усейнов при участии Н.Ахундова и А.Н.Олтетси), Республиканского Статистического Управления (Т.Ханларов и.др.), Бакинского железнодорожного вокзала (Ш.Зейналова, Ю.Н.Козлов, Х.Рагимова), Наримановской районной исполнительной власти (Т.Ханларов), Государственного архива политических партий и общественных движений (Ш.Зейналова, Ю.Гадимов), Дворца Счастья (И.Алиев), комплекса Дворца "Гюлистан" (Х.Амирханов, Н.Гаджибеков, Т.Шаринский, Ф.Рустамбекова, Н.Исмайлов, И.Керимов; Государственная Премия Азербайджана 1982), первой очереди комплекса "Восточный базар" (У.В.Ревазов, П.И.Яриновский), легкоатлетического манежа (З.Гулиева), Низаминской районной исполнительной власти города Баку (Т.Ханларов, Х.Мухтаров), аппарата Президента Азербайджана (Т.Абдуллаев) и другие, которые еще более обогатили архитектурную красоту столицы республики. Среди крупных общественных строений следует также отметить Спортивно-выстовочный комплекс (Т.Абдуллаев, О.Исаев, Ю.Гадимов, Т.Ханларов), вторую очередь "Восточного базара" (Ю.Ревазов, П.Яриновский), 18-тиэтажное здание вычислительного центра (Т.Ханларов, Х.Мухтаров), и другие, которые вызывают значительный интерес объемно-пространственными решениями и архитектурно-градостроительными особенностями.
Автор созданного в этот период в прекрасном уголке в Баку резиденции для руководителей зарубежных государств архитектор Расим Алиев вспоминает, что во время строительных работ Гейдар Алиев чуть ли не дважды в неделю посещал стройку, знакомился с ходом строительства, его проблемами, возникающими трудностями. Еще во время разработки проекта он дал архитекторам основательные указания о том, чтобы они предусмотрели во Дворце помещения, отвечающие требованиям международной дипломатической деятельности. Завоз из-за рубежа различных строительных материалов для этой стройки стал возможным только благодаря заботе и усилиям Гейдара Алиева, его огромным организаторским способностям. Он даже лично выбирал деревья для создаваемого вокруг здания парка. Словом, в создании этого величественного здания проявился во всем блеске синтез архитектурного таланта и международного политического опыта нашего общенационального лидера Гейдара Алиева.
Стремительное расширение Баку, решение вопроса о транспортных связях с отдельными районами столицы, рост численности городского населения настоятельно требовали сооружения в Баку метрополитена. Интересно отметить, что строительство в Баку метрополитена намечалось еще в варианте генерального плана города, разработанном в 1932 году. 6 ноября 1967 года был открыт первый участок (5 станций) первой очереди Бакинского метрополитена. В то время Баку стал пятым в бывшем СССР городом, имевшим подземный электротранспорт.
Открытием 31 декабря 1976 года станции "Низами" завершилось строительство первой очереди (12 станций) Бакинского метрополитена. В 1985 году пуском в эксплуатацию еще четырех станций была завершена вторая очередь, а в 1989 году - открылось движение до двух новых станций, и тем самым была завершена третья очередь Бакинской "подземки".
Бакинский метрополитен вызывает повышенный интерес по оригинальному решению художественно-архитектурных вопросов, высоким уровнем качества строительных работ, синтезом архитектуры и изобразительного искусства.
В 1976 в республике году было торжественно отмечено 850-летие зодчего Аджеми Нахчывани. По случаю этого знаменательного юбилея были, можно сказать, спасены от разрушения редкие по архитектурной значимости гробницы Юсифа ибн-Кусейра и Момине Хатун, созданные этим великим мастером. Были отреставрированы и другие памятники архитектуры, имеющиеся в разных уголках республики. Интенсивно велись реставрационные работы по восстановлению первоначального вида гробниц в Барде, мавзолея "Дирибаба" в Маразе, гробниц в Хазре и Калахане. Активно и планомерно велись работы по восстановлению архитектурных памятников в Шуше, Шеки, Шемахе, Ордубаде, Баку и других городах. В этом отношении особое внимание привлекает реставрация жемчужины азербайджанской каменной архитектуры средних веков - комплекса "Дворец Ширваншахов" в Баку. Восстановление в последнее время в Гяндже древних общественных и культовых зданий, их рациональное использование явилось итогом напряженной работы и усилий исследователей архитектуры. В этом городе проведена работа по капитальному ремонту мечетей Бала Бахманли, Гызылгаджылы, Озан, Зарраби, а также Караван-сарай и другие памятники.
В месте с тем, за последнее столетие азербайджанская архитектура понесла огромные потери. В добавок к этому, с 1990 года Азербайджан подвергся агрессии со стороны Армении. В результате Карабахской войны в самом Карабахе и окружающих его районах (Лачин, Келбаджар, Зангилан, Губадлы, Джабраил, Физули, Агдам) оказались в оккупации армянских агрессоров. Имеющиеся на этих территориях многочисленные памятники Азербайджана были варварски уничтожены.
С конца 60-х годов осуществлены различные мероприятия, приняты решения по проблемам обеспечения сохранности исторически сформировавшихся азербайджанских городов и градостроительных систем в целом. Были объявлены историко-архитектурными заповедниками: Шеки (1968), Ичери-шехер в Баку, Шуша и Ордубад (все трое в 1977 году), поселок Лагич (1980), селение Нардаран (1991), селение Шабран в Девечинском районе (2002), селение Илису Гахского района (2001), долина реки Гарачай в Ордубадском районе (2002), Чыраггала в Девечинском районе (2002), селение Киш в Шекинском районе (2003), селение Пиргусейн Аджигабулского района (2004).
В исторически сформировавшихся городах Нахчыван, Гянджа, Шамаха ведется большая работа в объявленных зонах охраны. Большое внимание уделяется вопросам сохранения ценного исторического архитектурного наследия в городах и других населенных пунктах республики, а также распространению накопленного опыта планирования и строительства в таких историко-архитектурных центрах как Губа, Газах, Лянкаран, Лагич, Барда, Закатала и других, в том числе в селах Абшероне - Нардаран, Гала, Мардакан, а также в селении Тала Закатальского района.
В генеральном плане Баку на период до 200 года предусмотрено объединение с архитектурно-планировочной и объемно-пространственной точки зрения ныне разделенных промышленной зоной строительных районов (Восток и Запад), а также, учитывая нехватку земель, использование под строительство земельных участков, на которых расположены изжившие себя нефтяные промыслы, запасы которых исчерпаны, а также земельных участков, высвободившихся в результате переноса ряда крупных промышленных предприятий на новые места. В генеральном плане также указано, что расширение Баку, создание жилых массивов на огромной территории изменит облик столицы в географическом и масштабном отношениях, обновит ее архитектурно-художественный облик.

???????@Mail.ru
Новости | Видео | Музыка | Игры | Обои | Знакомства | Фотогаллерея | СМС-ки
Объявления | Азербайджан | Анекдоты | Открытки | Конкурс красоты | Реклама на сайте | RusAz.ru | Контакты
© 2009 Azerbaijan Land of fire
Designed by Vision