|
МузыкаАзербайджанская музыка (азерб. Azərbaycan musiqisi) (world music) Достижения азербайджанской музыкальной культуры — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. Эти традиции вплоть до начала ХХ века носили устный характер, с одной стороны, уходя корнями в народное бытовое творчество, а с другой, приобретая черты профессионального искусства, особенно отчётливые в мугамате и творчестве ашугов. Азербайджанская музыкальная культура устной традицииАзербайджанская музыкальная культура устной традиции представлена двумя крупными пластами: музыкой фольклорной, незаписанной, включающей в себя песни, танцы, и музыкой профессиональной устной традиции, к которой относятся искусство мугамов и музыкально-поэтическое творчество ашугов. Творцами мугамов и ашыгского творчества, как известно, являлись профессионалы высокого класса, в то время, как песни и танцы сочинялись и шлифовывались в широких народных массах. Прочно устоялась в народной практике жанровая группа трудовых песен земледельческого цикла — пахотные, сбора урожая, прополки риса и пр. (холловар, саячи). Широко распространены в народной практике сезонные и календарные обрядовые песни (овсун, песни Новруза). Народная музыкаЗначительную часть народной музыки составляют семейно-бытовые песни — свадебные и траурно-погребальные (йуг, агы, марсия). Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей. Женские танцы — сдержанны, пластичны, лиричны (Вагзалы, Узундере), мужские — оживлённые, отмеченные удалью, силой (Газахы, Гайтагы,Ханчобаны). Основная часть народных танцев — сольные, но встречаются также парные и групповые (халай, яллы, йорду-йорду, джанги). В азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов или мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов. Семантика лада раст имеет важное значение, для мужественных и героических танцев. В женских танцах чаще применяются сегях, шур. Ритм танцев,в основном базируется на 6/8 и 3/4. Важнейшим жанром устной профессиональной музыки Азербайджана, как и во многих странах Ближнего и Среднего Востока, является мугам. Ашугская музыкаТермин «Ашуги» известен в Азербайджане с XV века, со времен ашуга Гурбани, но искусство Ашугов уходит корнями в X-XI вв. к периоду Озанов, которые считаются предками современных азербайджанских ашугов. Самым древним ашугским произведением принято считать народный дастан «Китаби Деде Горгуд», относящийся к VII веку. Еще XIII веков тому назад народный сказитель Деде Горгуд призывал людей к миру, любви, воспевал мужество и храбрость, преданность и любовь. Издревле Ашугов в Азербайджане называли «Мать народа» (азерб. El Anası), так как они всегда выражали страдания народа, защищали свободу любви, слова, пели песни о преданности родине и земле. В современном Азербайджане профессиональных ашугов разделяют на две категории: ашуги-исполнители и ашуги-поэты. Ашуги-исполнители, будучи профессиональными сказителями, не занимаются поэтическим творчеством. А ашуги-поэты, наоборот, наряду со сказительской деятельностью, занимаются еще и поэтическим творчеством. Религиозная музыкаСтрогие каноны религиозно-певческого искусства у мусульман задавались духовенством, поэтому даже в наши дни они встречаются практически в неизменном виде во всех традиционно мусульманских культурах Востока, включая азербайджанскую. Тем не менее, в определённых регионах некоторые виды религиозной музыки получили особое распространение и дальнейшее развитие. Таким видом, в частности, стала марсия́, объединяющая траурные песни-плачи. Изначально этот поджанр возник в шиитской среде как оплакивание гибели имама Хусейна. В дальнейшим марсия стала распеваться и на стихи классических поэтов. Характерная черта марсии — повествование, которое ведётся от имени жены, матери, сестры, дочери усопших. МугамМугам - монодийная циклическая композиция, заключенная в рамки отшлифованной формы, главная особенность которого заключается в органическом синтезе стабильного (канонического) и свободного (импровизационного) начал. В Азербайджане мугам исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей: тарист, кеманчист, бубнист, а иногда сам певец-ханенде является одновременно бубнистом. Мугам состоит из ипровизации речитативного склада, состовляющей остов композиции, чередующейся с ритмическими теснифами (вокал) и ренгами (инстр.). Исполнение мугамов требует специальной подготовки как в плане знания материала и формы, так и в плане виртуозности и техники. Речевой пласт мугама базируется на лирических газелях известных поэтов Ближнего и Среднего Востока. Определенную группу жанров профессиональной музыки устной традиции составляют инструментально-вокальные мугамы, получившие название зерби-мугамов(ритмический мугам), где большая роль, в сопровождающем пение ансамбле, отводится ударному инструменту. К ветви профессионального искусства устной традиции принадлежит и музыкально-поэтическое творчество ашыгов ( от слова "эшг" - любовь) - певцов-сказителей-поэтов.Термин ащыг впервые возник в XIV в. (в далеком прошлом - "озан","варсаг","деде"). Ашыг исполняет свои сказания, сопровождая себя на сазе. Содержание творчества ашугов: эпос, социальность. Наиболее распространенные жанры: дастан(героико-эпическое сказание), дейишме (состязание), устаднаме (песни-нравоучения), гезеллеме (песни-дифирамбы), шикесте, мисри (лирические песни). Основные народные инструменты Азербайджана: тар, деф (в трио мугаматистов), саз (в творчестве ашугов), нагара, гоша-нагара (в праздничных обрядах). Музыкальная колыбель — Шуша
Музыкальные общества — меджлисыС начала XIX века во многих городах Азербайджана создаются музыкальные общества — меджлисы. Эти традиционные восточные сообщества поэтов, музыкантов, ученых, художников, меценатов играли большую роль в культурной жизни народа. На собраниях помимо исполнения музыки шли дебаты и обсуждения проблем творчества, центральной темой при этом было искусство мугаматистов. Создателем популярного шушинского «Меджлиси-унс» («Меджлис общения») была талантливая поэтесса и художница Хуршидбану Натаван. Сохранились интересные сведения о меджлисе, созданном в Шуше знатоком классической восточной музыки Харратом Кули (1823—1883). Меджлис этот имел конфессиональные цели, но, наряду с религиозными песнопениями, сопровождающими обрядовые действия в месяц «мухаррам», здесь обучались искусству мугамата. После завершения траурных представлений, к которым готовились несколько месяцев, ханенде исполняли те же мугамы уже в светской обстановке — на свадьбах и во время других празднеств. Яркими представителями вокальной школы Харрата Кули были Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абдулбаги Зулалов, Дели Исмаил, Кештазлы Гашим, Кечачиоглу Мухаммед и Джаббар Карягдыоглу. В 80-х годах XIX века в Шуше были созданы «Меджлис фарамушан» («Меджлис забытых») и «Общество музыкантов». Руководил ими Мир Мохсун Навваб Карабаги Шушинский (1833—1918), прогрессивный деятель Азербайджана, ученый, музыковед, поэт, художник-каллиграф. В Шуше Навваб родился, жил, творил и умер. Обладая энциклопедическими знаниями и редкими способностями, он внес весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство. Разносторонняя научная деятельность Навваба (был знатоком астрономии и химии, сведущ в вопросах античной философии, занимался проблемами этики) нашла отражение более чем в двадцати его сочинениях. Навваб писал стихи, собственноручно проиллюстрировал собранную им антологию стихов поэтов Карабаха, принимал участие в росписи шушинскои мечети Говхар-ага. Особый интерес представляет его деятельность в области музыкальной науки и исполнительства. В созданном в 80-х годах XIX столетия «Обществе музыкантов» обсуждались манера исполнения певцов, стихи, сопровождающие классические мугамы, многие другие творческие проблемы. В общество входили прославленные музыканты своего времени — певцы и инструменталисты Гаджи Гуси, Мешади Джамиль Амиров, Ислам Абдуллаев, Сейид Шушинский. Многие музыканты именно там получили первоначальное образование. Часть обсуждавшихся здесь проблем нашла отражение и дальнейшее развитие в трактате Навваба «Визухиль-аргам» («Объяснение цифр»), написанном в 1884 году. Вызывает интерес уже и то обстоятельство, что он был создан в то время, когда на Ближнем Востоке традиция музыкальных трактатов себя практически исчерпала, новые сочинения не создавались, лишь переписывались средневековые. В Шуше эта традиция была продолжена, и возродил ее Навваб. В своем трактате он рассматривает особенности восточной музыкальной науки на новом этапе и применительно к азербайджанской музыке. Трактат был написан как руководство к изучению свойств и правил построения жанра мугама. При всей преемственности традиций таких сочинений труд знаменитого шушинца отличался новизной и уникальностью. Прежде всего он имел практическую направленность. Согласно традиции средневековых трактатов, здесь получили освещение проблемы происхождения музыки, эстетики, акустики, связи стихотворного текста с музыкой, связи музыки с медициной (в вопросе ее целебных свойств Навваб — несомненный продолжатель учения Ибн-Сины). Подобно тому, как ученые X—XI веков, к примеру «Братья чистоты», рассуждают об индивидуальном восприятии музыки разными народами, Навваб останавливается на этой характерной особенности, приводя для наглядности соответствующие современные ему мугамы, связывая происхождение некоторых с явлениями природы. Так, «мать всех мугамов» — Раст — напоминает о нежной прохладе весеннего ветерка, тогда как Чаргях подобен раскатам грозы. В этой связи он рассматривает одну из главных проблем мугамного исполнительства — связь музыки с поэтическим текстом, подчеркивая важность выбора соответствующих стихов. Значительный интерес представляют страницы трактата, посвященные правилам восприятия музыки. Ссылаясь на Аристотеля, Навваб высказывает ряд соображений относительно правил исполнения и условий восприятия музыки. Он придавал огромное значение местоположению исполнителя и слушателя, внешности исполнителя-ханенде, а также акустической среде. Такая постановка вопроса свидетельствует о высоком уровне музыкально-исполнительской культуры Шуши в XIX — начале XX веков. Одно из важных положений трактата — раскрытие существа термина дестгях и состава дестгяхов Раст, Махур, Шахназ, Расхави, Чаргях, Нава. Указано на большое значение правил составления последовательности разделов дестгяха. Начало и завершение мугама, его подъем и спуск, переход в другой раздел, тональность, а также различные виртуозные приемы, включая зенгюле (трели) — важные, по Наввабу, компоненты мугамного исполнительского искусства. Знание их, а также форма их осуществления — цель работы. Рассматривая эти вопросы, Навваб отсылает читателя к таблице, содержащей все распространенные современные дестгяхи и их разделы. Соответствующие им цифры указывают на число мугамов, шобэ, авазов и гюше, содержащихся в искусстве мугамата… Одним из выдающихся представителей вокального искусства Шуши был Гаджи Гуси, воспитанник Харрата Кули. Впервые перед шушинцами он выступил на благотворительном вечере в театре Хандемирова. Гаджи Гуси в сопровождении известного тариста Садыхджана (о нем ниже) с блеском спел на этом вечере мугам Чаргях, покорив сердца слушателей. Слава его распространилась быстро. |
|
|
Новости |
Видео |
Музыка |
Игры |
Обои |
Знакомства |
Фотогаллерея |
СМС-ки Объявления | Азербайджан | Анекдоты | Открытки | Конкурс красоты | Реклама на сайте | RusAz.ru | Контакты |
© 2009 Azerbaijan
Land of fire Designed by Vision |